МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLII, С. 341-347
опубликовано: 12 ноября 2020г.

МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.находился рядом с г. Калязином Тверской губ., на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории М. К. м. являются Житие прп. Макария Калязинского, составленное в XVI в. (Житие. 2003; Житие. 2008), и документы из архива монастыря (РГАДА. Ф. 1193), к-рый изучался с XIX в. (Лебедев. 1867; Павел (Крылов). 2002; Пономарёва. 1986; Она же. 1995; Она же. 2000; Акты Троицкого Калязина мон-ря. 2007; Cоколов. 2010). Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и др. хозяйственная документация, в т. ч. Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует лит. соч. «Калязинская челобитная» (Пономарёва. 1993). В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания М. К. м., имелись рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817-1823) архим. Афанасию (Протопопову), и др. монастырские записи (Лебедев. 1867. С. 24, 11; Павел (Крылов). 2002. С. 10, 16).

1434-1920 гг.

Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание)Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Мон-рь основан ок. 1434 г. прп. Макарием Калязинским, пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с 7 старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и ц. во имя Св. Троицы.

Прп. Макарий основал М. К. м. «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин» (Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14). Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители (Житие. 2008. С. 52).

Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей «благородного рода», в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания (Там же. С. 53-54).

Семь старцев, с к-рыми пришел прп. Макарий, были «совершенны... иноческым житием». Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена «из других мест». Прп. Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по «приданному закону». В частности, настоятель с братией нарушали установленный прп. Макарием порядок «не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям». Преподобный по благословению Тверского архиеп. Илии избрал др. игумена, к-рый начал «тем же обычаем жити». Когда прп. Макарий и его «отстави от игуменства», епископ стал убеждать подвижника «приятии херотонию и начальствовати во своем манастыри братии. Тако же и сродници его,- Захариа, Бороздин прозванием, и инии вси его сродници,- едва увещаша его приятии священьство» (Волоколамский патерик. 1915. С. 14-15). Прп. Макарий был поставлен во игумена М. К. м., видимо, Тверским архиеп. Илией к 1444 г. Возможно, намек на описанные события содержится в тексте Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого. Упоминая о 7 монахах, пришедших с прп. Макарием, прп. Иосиф отметил, что «они же всех просвещающе и на полезная учаху, и иже в добродетелех живущих подтвръжаху, а иже в безчиньство уклонивьшихся, таковым възбраняюще и запрещающе и не попущающе своим волям последовати». Старец Митрофан (Бывальцев), проживший 9 лет на Афоне, оказавшись в М. К. м., признал, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже в Святую гору, мимо Колязиньской монастырь: мощно бо есть в нем живущим спастися, въ всем бо подобно творится зде киновиам, иже въ Святей горе сущим» (Иосиф Волоцкий. 1868. Стб. 558-559). В М. К. м. побывал и получил благословение прп. Макария путешественник Афанасий Никитин.

«Калязинская челобитная». Гравюра. 2-я пол. XVIII в.«Калязинская челобитная». Гравюра. 2-я пол. XVIII в.Основатель мон-ря не уклонялся ни от тяжелой, ни от грязной работы, ходил в простой одежде, радовался, когда его принимали за одного из «убогих». В 1483 г. он был погребен в обители (Житие. 2003. С. 554; Житие. 2008. С. 68). 26 мая 1521 г. при копании рвов для строительства Троицкого собора были обретены нетленные мощи прп. Макария, на Соборе 1547 г. он причислен к лику общерус. святых.

В XV в. М. К. м. покровительствовали Тверские великие князья Борис Александрович и Иван Борисович. После присоединения в 1485 г. Тверского княжества к Москве территория обители вошла в состав Дмитровского у. кн. Юрия Ивановича, брата вел. кн. Московского Василия III Иоанновича. В 1544 и 1553 гг. мон-рь посещал царь Иоанн IV Васильевич, в 1599 г.- царь Борис Феодорович Годунов с семьей, просивший благословение на предполагавшийся брак дочери.

С авг. по окт. 1609 г., во время польско-швед. интервенции, в М. К. м. располагалась ставка воеводы М. В. Скопина-Шуйского, 28 авг. того же года разбившего на р. Жабне (правом притоке Волги, в устье, напротив мон-ря) польско-литов. войска под предводительством Я. П. Сапеги и А. Зборовского. 2 мая 1610 г., после осады, М. К. м. был захвачен отрядом А. Ю. Лисовского, 68 защитников обители во главе с игум. Левкием и воеводой Д. Жеребцовым, укрывавшихся в трапезной, были сожжены заживо, рака прп. Макария рассечена и увезена. При этом войска Лисовского и казаки А. З. Просовецкого всю «казну монастырскую поимаша и монастырь выжгоша» (ПСРЛ. Т. 14. С. 102).

В 1619 г. мон-рь посетил царь Михаил Феодорович, в 1635 г.- его отец патриарх Московский Филарет. В 1654 г., во время «моровой язвы», М. К. м. стал резиденцией семьи царя Алексея Михайловича и патриарха Московского и всея Руси Никона. Фактически обитель стала местом пребывания высшей власти. Но в посл. четв. XVII в. обстановка в монастыре дала повод для создания одного из лучших памятников литературной сатиры на быт черного духовенства - «Калязинской челобитной»; монастырь был местом заключения государственных преступников. В кон. XVII в. в обитель совершал потешные походы из с. Преображенского юный Петр I Алексеевич, в 1767 г. М. К. м. посетила и сделала денежный вклад в обитель имп. Екатерина II Алексеевна. В 1837 г. в мон-ре побывал цесаревич Александр Николаевич (буд. имп. Александр II) во время путешествия по Волге.

Настоятели

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел.

Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря, Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

Большинство настоятелей XIX в. исполняли должность ректора Тверской ДС. Игум. Палладий (Роговский), бывш. крепостной М. К. м., с 1700 г. служил настоятелем Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Он стал 1-м рус. доктором философии и богословия, получившим ученую степень в Зап. Европе.

Архитектурный комплекс

Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г.Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г.Каменное строительство в М. К. м. началось в 20-х гг. XVI в. В 1521 г. на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова вместо деревянного храма построен и в июне 1523 г. Тверским еп. Акакием освящен 5-главый каменный Троицкий собор. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519). В 1525-1530 гг. была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды к-рого поддерживал свод в центре. К 1530 г. на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба.

В 1610 г. монастырь был разорен, с 1633 г. по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории мон-ря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впосл. крупнейший рус. зодчий. В 1636 г. между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 г. были сооружены 2 двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи.

Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 гг. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий). К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В 5-главом соборе имелись 2 престола: теплый юж. в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 г.; новый - 1812 г.) и северный в честь Рождества Пресв. Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 г.). В 1654 г. собор был расписан артелью «кормовых государевых живописцев» во главе с Симеоном Авраамовым. Фрески занимали 1 тыс. кв. м. В 1847 г. в росписи собора принимал участие А. Г. Венецианов. В кон. XIX в. фрески были переписаны мастерами под рук. акад. П. П. Покрышкина. Чугунные плиты пола Троицкого храма - вклад тестя царя Алексея Михайловича боярина И. Д. Милославского.

В каменной ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, возведенной в 1525-1530 гг., имелись 2 придела: правый во имя св. князей Бориса и Глеба и левый во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, а также трапезная и службы. В 1830 г. в перестроенном храме приделы были переименованы: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери и левый - в честь Сретения Господня. В храме стоял иконостас 1749 г. С южной стороны церкви находились библиотека и архив, под церковью - книжная лавка, просфорная, «провизные» палатки, 2 подвала. Трапезная, построенная в 1525-1530 гг. вместе с Борисоглебской ц. «трапезных дел мастером» Г. Борисовым, имела центральное отопление. В 1633 г. она была перестроена зодчим Мокеевым.

На св. вратах располагалась каменная холодная ц. во имя прп. Макария, устроенная в 1617 г. на средства кашинского купца Широкого-Машкина,- одно из первых каменных зданий, возведенных после Смутного времени. Церковь возобновлялась и, вероятно, перестраивалась в 1667, 1750 и 1808 гг. С юго-зап. стороны к ней примыкал 3-этажный каменный корпус с кладовой и архивом.

В 1655 г. на царские вклады была устроена каменная холодная ц. прп. Алексия, человека Божия, с теплым левым приделом ап. Иоанна Богослова (1671). К храму примыкали каменные больничные кельи, а в 1889 г. над ними надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным 8-конечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и резной вызолоченный червонным золотом иконостас.

Каменное строительство продолжилось в сер. XVIII в. После бури 1850 г., повредившей Макариевскую ц., над ее первоначальным объемом возвели 2 восьмерика. В 1752 г. в мон-ре были построены 2-этажный настоятельский и 2-этажный наместнический корпуса.

В 1884 г. на монастырские средства по проекту архит. В. И. Кузьмина была возведена теплая каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с подвальным этажом. Правый придел был освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, левый - во имя свт. Арсения, еп. Тверского, и мучеников Бориса и Глеба. Церковь отапливалась духовой печью, устроенной в подвале. В 1818-1822 гг. в М. К. м. была возведена каменная колокольня в стиле зрелого классицизма (ок. 62 м). Всего в мон-ре насчитывалось колоколов: в 1853 г.- 14, в 1867 г.- 13, в 1894 г.- 12. Самый большой колокол весил 1038 пудов.

Церковь во имя Алексия, человека Божия. 1671 г. Гравюра. 1900 г. Худож. И. А. АнисимовЦерковь во имя Алексия, человека Божия. 1671 г. Гравюра. 1900 г. Худож. И. А. АнисимовВ 50-х гг. XVII в., во время эпидемии, в настоятельском (патриаршем) корпусе М. К. м. проживал патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов). К нач. XX в. в мон-ре располагался новый 2-этажный каменный настоятельский корпус, южный, главная часть к-рого построена в 1752 г., северная - в 1840 г. В зап. части обители находился каменный наместнический корпус (1752-1753), в южной - 2-этажный братский корпус (1641) с кухней, трапезной и кладовой. В 1776-1786 гг. в братском корпусе располагались присутственные места г. Калязина. В документах 1753 г. упоминаются братские кельи на сев.-зап. и вост. сторонах. В 1839-1840 гг. были разобраны 2 каменные поварни (упом. в 1753). В XVIII в. был разобран «Петровский дворец», построенный для приема царя Петра I.

До 1610 г. М. К. м. был обнесен деревянными стенами. В 1644-1648 гг. отцом и сыном Шарутиными построена ограда с 9 (в кон. XIX в.- 6) башнями длиной 730 м, высотой 8, толщиной 2,5 м. За оградой на юж. стороне стоял древний каменный корпус с квасоварней и кладовой. С сев. стороны к ограде пристроен конный двор.

В 2 верстах к северу от М. К. м., в пуст. Сергеево, некогда находились монастырские кельи. С 1865 г. в Калязине к обители были приписаны каменная часовня (1860 или 1863; в ней хранился крест, связанный с основанием М. К. м.), а также 2-этажный странноприимный дом (1839-1842), в одном из флигелей к-рого располагались Рождественское мужское и Макариевское жен. уч-ща. В 1900 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа для девочек.

Святыни, ризница, библиотека, некрополь

К нач. XX в. мощи прп. Макария пребывали в Троицком соборе в серебряной раке (1699), к-рая к 2016 г. находится в тверском соборе Св. Троицы («Белая Троица»). Особо почиталась икона прп. Макария, находившаяся у гробницы, в ногах преподобного. На ней святой был изображен в полный рост с грамотой в руках, воспроизводившей посмертное завещание братии: «Разумейти убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскуднеет, но распространится» (Описание. 1853. С. 44). В мон-ре находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, список 1795 г. с иконы, выполненной по заказу царя Иоанна IV в Риме с рим. образа.

В XIX в. в ризнице хранились предметы, связанные с прп. Макарием Калязинским, а также напрестольный кипарисовый крест - дар 1812 г. потомка прп. Макария Я. Н. Кожина (по преданию, из кельи преподобного). Здесь же хранились кипарисовый крест (1632), обложенный серебром, серебряный чеканный крест (1684), серебряные сосуды, подаренные митр. Сарским свт. Серапионом (Сысоевым), серебряные дарохранительница (1664) и кадило (1686), атласная палица (1664), вызолоченная серебряная панагия с 45 частицами мощей святых. В Макариевской ц. хранились части дубового гроба прп. Макария и деревянный крест, воздвигнутый, по одному преданию, на месте основания М. К. м., по другому - на его могиле.

В мон-ре хранились вклады царей Василия Иоанновича Шуйского (в т. ч. облачения 1610 г. («В даче приведены на государево и царево великого князя Михаила Феодоровича всея Русии имя»)), Михаила Феодоровича Романова (в т. ч. 1623 г.: покров, 6 золотых, 10 р.; 1635 г.: по отцу колокол 170 пудов), его матери великой старицы Марфы Иоанновны (1612 г.: ткань (камка, атлас, бархат) - 55 аршин). Царь Борис Годунов передал мон-рю серебряную раку для мощей прп. Макария, в 1610 г. увезенную польско-литов. отрядом Лисовского. Царь Михаил Феодорович Романов повелел отлить для обители колокола (вклады 1619 и 1635 гг.). Царь Алексей Михайлович пожертвовал ризы, епитрахиль и стихарь из порфиры, напрестольное Евангелие 1634 г. (Калязинский музей). Царица Наталия Кирилловна, мать имп. Петра I, пожаловала церковный сосуд.

Конюший и боярин Д. И. Годунов (дядя царя Бориса Годунова) в 1602 г. «за свое здравие и жены своей Матрены» пожаловал в обитель лицевую Псалтирь. Боярин кн. Б. М. Лыков-Оболенский (его жена являлась сестрой патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) и теткой царя Михаила Феодоровича) в 1643 г. пожаловал 200 р. Боярин кн. Ф. И. Мстиславский подарил монастырю серебряные и позолоченные сосуды и пожертвовал 50 р. Боярин И. Д. Милославский (тесть царя Алексея Михайловича, отец его 1-й жены Марии Ильиничны) в 1656, 1657 гг. пожаловал железные плиты на строительство, подарил архимандричью шапку «с камением». Боярыня Е. Ф. Милославская в 1650-1655 гг. вложила в М. К. м. облачение, плащаницу, покров, серебряное кружево на кресты, серебряные сосуды, потир, 3 блюдца, звезду, копие, лжицу, пожаловала 115 р. Кнг. А. В. Трубецкая, супруга Д. Т. Трубецкого, одного из руководителей Первого ополчения, пожертвовала ризы. Вкладчиками обители были также кн. И. Д. Пожарский (сын героя Смутного времени), Лыков-Оболенский, Г. С. Куракин, Косма Минин, келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын).

В М. К. м. располагалась книгописная мастерская. В кон. XIX в. в б-ке хранилось ок. 1 тыс. книг, в т. ч. пергаменный Пролог (XV в.; ГИМ. Муз. 4063), по преданию происходивший из дома прп. Макария Калязинского (вклад Кожина 1812 г.); Слова свт. Григория Богослова (ТГОМ. КЗМ. КП-851) - рукопись прп. Паисия Угличского, племянника прп. Макария, к-рый неск. лет был насельником мон-ря; Евангелие 1533 г. (Там же. КП-193), обложенное малиновым штофом и считавшееся вкладом царя Иоанна IV Васильевича; лицевая Псалтирь (XVI в.), содержащая 250 миниатюр, пожалованная Д. И. Годуновым; Житие прп. Макария (1547). Среди старопечатных книг имелись Евангелия (М., 1634, 1686 и др.), Постная Триодь (М., 1588), кн. «Зерцало Богословия» (К., 1618) архим. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), Номоканон (К., 1627), Требник (К., 1646) митр. Киевского свт. Петра (Могилы), сб. «Меч духовный» (К., 1666) архиеп. Лазаря (Барановича) и др.

В Троицком соборе были похоронены: постриженик мон-ря свт. Серапион (Сысоев), митр. Сарский и Подонский († 1653), Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский и Ростовский, архимандриты Гедеон (Замыцкий), Феофан (Александров), Макарий (Каменский), Иосиф (Воинов). Близ Троицкого собора погребали родственников прп. Макария. Фамильные надгробия Кожиных сохранились.

Особенности богослужений

В сер. XIX в. в М. К. м. за богослужением звучало столповое пение. До 1610 г. ежегодно совершался крестный ход в с. Кожино Кашинского у., на родину прп. Макария, для поминовения его родителей. По грамоте патриарха Филарета (Романова) в 1632 г. этот обычай был восстановлен, но позднее забыт. В 1-й пол. XIX в. он возобновился, 1 июня ежегодно служили панихиду в с. Кожине. Ежегодно 26 мая после малой вечерни мощи преподобного выносили на середину Троицкого собора, перед гробницей пели величание при открытых царских вратах, и молящиеся прикладывались к мощам. На следующий день совершался крестный ход с мощами от церквей Калязина к монастырю. В обители с особой торжественностью 16 нояб. праздновали день памяти ап. Матфея, т. к. прп. Макарий в миру имел имя Матфей.

Вотчина

М. К. м., расположенного на Волге и помогавшего осваивать сев.-вост. окраины Тверского великого княжества, имела стратегическое и хозяйственное значение. Позднее мон-рь входил в линию форпостов: Ржев-Старица-Тверь-Кашин-Углич - и имел оружейную палату, пороховой погреб, казенную палату с различными запасами. Тверские великие князья выдавали мон-рю жалованные грамоты на земли, предоставляли судебные и податные привилегии. Социальное происхождение прп. Макария, родственные связи с тверским боярством и Тверским еп. Геннадием (Кожиным), личное знакомство с великими Тверскими князьями, а также благочестивый образ жизни преподобного обеспечили братии благоприятные условия для подъема мон-ря. Прп. Макарий, разделявший взгляды прп. Иосифа Волоцкого по вопросам монастырской собственности, проводил активную земельную политику, формируя калязинскую вотчину, к-рая отличалась компактностью. Ко времени ликвидации Тверского великого княжества (1485) М. К. м. имел не менее 100 земельных владений (среди них - 8 сел, сельцо, 16 деревень), располагал развитым хозяйством, вел торговлю. В кон. XV - нач. XVI в. монастырь приобрел не менее 23 владений, в т. ч. село и 16 деревень.

Обитель получала жалованные грамоты Тверских великих князей Бориса Александровича и Михаила Борисовича (11 актов), которыми оформлялись земельные сделки с монастырем (6 вкладов, 4 продажи, податные и судебные привилегии). Так, кн. Борис Александрович сделал ряд земельных вкладов в монастырь и даже передал обители в управление мон-рь свт. Николая Чудотворца на Жабне «з земьями» (АСЭИ. Т. 3. № 128), но ни одной жалованной грамоты, выданной им, неизвестно. Его сын кн. Михаил Борисович в 1483 г. передал обители (с освобождением на 20 лет от податей и с полным судебным иммунитетом) 2 слободы на Жабне, в пограничной местности, куда следовало звать на поселение крестьян из др. княжеств. После покорения вел. кн. Иоанном III в 1485 г. Тверского княжества мон-рь в 1488 г. получил полный судебный иммунитет.

В 1504-1533 гг. М. К. м. находился на территории удела дмитровского кн. Юрия Ивановича, брата вел. кн. Василия III, самого могущественного из удельных князей. Дмитровский князь, покровительствовавший обители, выдал не менее 14 жалованных грамот (сохр. 13). От него мон-рь получил, в частности, село и 8 деревень. Так, в 1531 г. кн. Юрий Иванович передал обители село с деревнями. С 1504 по 1533 г. монастырская вотчина пополнилась по меньшей мере 140 владениями. Однако кн. Юрий Иванович был скуп в предоставлении привилегий обители. Лишь по грамоте 1511 г. ряд монастырских владений был освобожден от «вешние петровские дани». В др. случаях речь шла о податных льготах на тот или иной срок для запустевших владений обители. Дмитровский князь помогал в строительстве каменного Троицкого собора, трапезной, оказал поддержку в деле канонизации прп. Макария. Правительство Елены Глинской подтвердило неск. грамот дмитровского князя. Но к 40-м гг. XVI в. М. К. м. потерял все льготы.

При вел. кн. Иоанне IV Васильевиче мон-рь получил неск. грамот. За время его правления вотчина М. К. м. увеличилась не менее чем на 200 владений (4 села, 5 селец, 97 деревень). По-видимому, с посещением мон-ря великим князем в 1544 г. связана выдача грамоты на с. Городище Калязинского у., но она не давала обители никаких привилегий. Жалованные грамоты после 1550 г. среди актов мон-ря не фигурируют.

В кон. XVI - нач. XVII в. М. К. м. увеличил вотчину на 30 владений (сельцо, 17 деревень). В кон. 20-х гг. XVII в. калязинская вотчина включала ок. 600 владений в Кашинском, Дмитровском и Угличском уездах (9129 четей). Особенностью калязинского землевладения было отсутствие земельных пожалований великих князей Московских и, за редким исключением, знатных лиц, преобладали местные мелкие и средние землевладельцы. Среди немногочисленных знатных лиц - кнг. Феодосия (вдова удельного кашинского кн. Ивана Борисовича), кн. А. Б. Горбатый-Шуйский (тесть брата Анастасии Романовой и прадед царя Михаила Романова), кн. И. И. Кубенский (троюродный брат царя Иоанна IV Васильевича), В. К. Вельяминов (дядя царя Иоанна IV Васильевича), князья Охлябинины. Поддерживали мон-рь родственники Кожиных Борисовы (потомки тверских бояр Бороздиных) и Гавреневы (потомки сестры Макария). С обителью были связаны Суворовы.

К сер. XVII в. М. К. м. занимал по числу дворов (1933) 11-12-е места среди рус. мон-рей. К 1764 г. мон-рь имел 4 мельницы, 13 сел, 2303 двора, 12 000 крестьян, 7 подворий в Москве, Твери, Дмитрове, Угличе, 3 - в Кашине. После секуляризации, в 1764 г., на содержание обители было выделено 1114 р. 39 к. В XIX в. мон-рь сохранял за собой 7 пустошей (140 дес. 8994 кв. саж., в кон. XIX в.- 145 дес. 9464 кв. саж.); ловли на Волге, окрестных реках и озерах; каменное подворье, купленное в 1597 г. в Москве, в Китай-городе, близ старых Никольских ворот, на углу Лубянской пл., в Черкасском пер. (в 20-х гг. XIX в. его проектировал архит. О. И. Бове). В 1904-1905 гг. на этом месте был возведен большой доходный дом Калязинского подворья по проекту архит. Г. И. Макаева. В 1894 г. мон-рь имел капитал в билетах (9043 р.), наличными - 1547 р. 82 к.

Ремесленников, резчиков, каменщиков и иконописцев из М. К. м. приглашали в др. мон-ри, в т. ч. они работали в тверском в честь Преображения Господня соборе. В XVII в. мастер Мокеев строил церкви в Новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба и Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рях.

1920-2016 гг.

В 1920 г. М. К. м. был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 гг. в мон-ре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 гг. часть зданий мон-ря занимал дом отдыха московского «Электрозавода» им. В. В. Куйбышева. В 30-40-х гг. XX в. Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и мон-рь. С 1937 г. проводилась фиксация М. К. м., составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески.

Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г.Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г.В 1939-1940 гг. в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с дек. 1939 по сент. 1940 г. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 г. изготовили модель «Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII вв.». В 30-х гг. XX в. были снесены все постройки мон-ря. В кон. 1940 г. каскад плотин был введен в строй.

Б-ка и ризница мон-ря, нек-рые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Нек-рые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

После уничтожения М. К. м. мощи прп. Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 г. были переданы в тверской храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»). На монастырских островах, оставшихся после затопления территории, группой подвижников была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения мон-ря, туда совершаются поездки, там проводятся молебны. В Калязине был отреставрирован храм Вознесения Господня, в 2008 г. с территории бывш. городского кладбища был перенесен стадион, располагавшийся там в советское время. Около храма в 2009 г. был установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому. В 2012 г. решением епархиального совета по ходатайству благочинного Кимрского окр. прот. Евгения Морковкина и настоятеля калязинского Введенского храма прот. Леонида Береснева мощи прп. Макария по Волге крестным ходом были доставлены в Калязин для положения в Вознесенский храм. В 2012 и 2014 гг. в городе прошли Макариевские Калязинские чтения, посвященные истории мон-ря.

Арх.: РГАДА. Ф. 1193; РГБ. Ф. 304. Троиц. № 692; Никольский И. Ф. Калязин мон-рь: Ист. очерк, 20 окт. 1940 // ГНИМА. Отд. хранения архит. архивов. Ф. 52 (архив А. М. Харламовой). Оп. 1. Д. 27. КПоф-4804/27.
Ист.: Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота: Отвещание любозазорным и сказание в кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 499-615; Иванов И. А. Описи древним грамотам и др. док-там, хранящимся в архиве первокл. Колязина мон-ря. Тверь, 1891; он же. «Кормовая книга» Колязина мон-ря. Тверь, 1892; Волоколамский патерик. Серг. П., [1915]. С. 13-15; АСЭИ. 1964. Т. 3; Антонов А. В. Вотчинные архивы кашинских и угличских мон-рей и церквей XV - нач. XVII в. // РД. 1998. Вып. 3. С. 159-198; Венчание с Россией: Переписка вел. кн. Александра Николаевича с имп. Николаем I, 1837 г. / Cост.: Л. Г. Захарова, Л. И. Тютюнник. М., 1999. С. 33-34; Житие Макария Калязинского по Успенскому списку ВМЧ // БЛДР. 2003. Т. 12. С. 120-133, 553-556; Гадалова Г. С. Пространная редакция Жития прп. Макария Калязинского: Публ. текста по спискам рукописей XVI и XVII вв. // Древняя Тверь - реальная и книжная: Сб. ст. и публикаций / Сост.: М. В. Строганов. Тверь, 2006. С. 12-36; Акты Троицкого Калязина мон-ря XVI в. М.; СПб., 2007; Житие Макария Калязинского: Древнерус. текст и пер.: [Рукоп. список из колл. РГБ]. М., 2008; Сказание об обретении мощей прп. Макария Калязинского: Исслед. и тексты // Рус. агиография: Исслед., материалы, публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 43-75.
Лит.: Описание Троицкаго Колязина мон-ря. Тверь, 1853; Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1857. Т. 4. С. 59; Лебедев А. Н. Описание Троицкаго Колязина муж. первокл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Павел (Крылов), иером. Троицкий Калязин первокл. муж. мон-рь. Калязин, 1897. Тверь, 2002; Иванов И. А. Лицевая рукописная псалтырь Калязина мон-ря. Тверь, 1900; Цапенко М. П. Архитектура и фрески б. Макарьевского мон-ря в Калязине // Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 165-172; Веселовский С. Б. Очерк образования земельных владений Макарьева Калязина мон-ря // Он же. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма. М., 1978. С. 146-149; Пономарёва И. Г. Акты Троицкого Макарьева Калязина мон-ря XV-XVI вв. как источник по истории его вотчины // ВМУ: Ист. 1986. № 3. С. 82-88; она же. О возможной ист. основе сюжета «Калязинской челобитной» // ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 269-275; она же. О хронологии ранних калязинских актов // АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 243-245; она же. Прп. Макарий Калязинский // Ист. вестн. 2001. № 1(12). С. 64-79; Удальцова А. Л., Харламова А. М. Трапезная Макарьевского мон-ря в Калязине // Архит. наследство. 1986. Т. 34. С. 230-237; Города Тверской обл.: Ист.-архит. очерки (XI - нач. XX вв.). СПб., 2000. Вып. 1; Кубарев А. Г. Калязинские храмы: Краткий ист. очерк. М., 2001; Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого // ДРВМ. 2002. № 3(9). С. 43-53; она же. «Устроенная добрым мастерством»: История почитания прп. Макария Калязинского и создания раки для его мощей // Тверские вед. 2012. № 24. С. 21; Леонтьев Я. В. Калязинская хрестоматия. М., 2002; СПАМИР: Тверская обл. 2002. Ч. 1. С. 27-31; 2015. Ч. 4. С. 142-147, 154, 162-163; Белюстин И. С. Записка о г. Калязине // Забытые страницы истории. Калязин, 2006. Кн. 2. С. 16-23; Крылов Л. И., свящ. Мат-лы для истории церквей и мон-рей г. Калязина и сел Калязинского у. // Там же. 2008. Кн. 3; Cоколов Ю. И. Династии штатных служителей Калязина мон-ря, 1764-1861 гг. М., 2010; Прп. Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской: Сб. докл. I Макарьевских Калязинских чт. Калязин; Тверь, 2014.
И. Г. Пономарёва, С. В. Гусева
Рубрики
Ключевые слова
См.также